Советы

Ходьба с ребенком – важная информация и упражнения

Хождение ребенка – особенно долгожданная веха для родителей. На их глазах ходящий малыш наконец-то становится маленьким ребенком. Когда малыш ходит, мир открывается для него с новой стороны. Согласно научным источникам, ходьба способствует более быстрому развитию познания, понимания языка и социального развития. В среднем малыши начинают ходить в возрасте 12 месяцев. Диапазон развития этого навыка довольно широк: малыши могут начать ходить в 9 месяцев, а нормой считается 18 месяцев. Поэтому важно понимать, что каждый ребенок начнет ходить в своем темпе и в свое время.

Уже в первый месяц жизни ребенка можно заметить зачатки ходьбы. Действительно, в первые месяцы жизни движения ребенка основаны на примитивных рефлексах. В первый месяц мы можем наблюдать автоматический рефлекс шагания, который возникает, когда малыш находится в вертикальном положении. Придерживая ребенка за грудную клетку, поддерживая ноги и слегка наклоняясь вперед, малыш начинает попеременно выставлять ноги вперед. Этот рефлекс длится с первого дня и исчезает к концу месяца, хотя может продолжаться до полутора месяцев. Это рефлекс, и его не следует стимулировать, так как до 3 месяцев рекомендуется держать ребенка в горизонтальном положении (т.е. должны преобладать горизонтальные положения переноски).

 

 

Часто родители хотят, чтобы их малыши вставали пораньше, но важно знать, что лучше подождать, пока ребенок не встанет сам. К семи месяцам появляется риск растяжения капсулы тазобедренного сустава и мышц, окружающих бедро (а также вероятность повышения мышечного тонуса). Специалисты рекомендуют не рожать детей до семимесячного возраста. Прежде всего, малышу нужно укрепить контроль над туловищем в положении сидя, и только потом, когда мышцы туловища будут развиты, он начнет стоять. Первые попытки встать делаются путем хватания руками за более высокие поверхности – рейки кроватки, диван, журнальный столик, лестницу, колено или руку мамы – и подтягивания всем телом. Родители часто спрашивают, когда малыш впервые встает, ведь он еще не может переносить вес тела на всю стопу и часто встает на носочки. Это происходит потому, что все тело наклоняется вперед, к объекту опоры. Здесь родители могут обнять ребенка за туловище и мягко потянуть назад, чтобы перенести вес его тела на подставку для ног. Ребенок должен уметь переносить свой вес на всю стопу, когда стоит, и если этого не происходит в первый месяц после поступления в школу, стоит проконсультироваться с физиотерапевтом. Он или она оценит ситуацию и научит вас, какие упражнения следует применять к вашему ребенку. Кроме того, ребенок должен начать ходить прямо с полной опорой на стопу.

Научившись стоять у мебели, малыш потихоньку начинает переступать с боку на бок на вводной ступеньке. В начале он держится обеими руками, а позже – только одной. Через некоторое время ребенок идет прямо к мебели, уже не боком. Вскоре малыш обнаружит, что может вставать и толкать мебель, чтобы двигаться вперед. Родители часто задаются вопросом, стоит ли использовать ходунки? Нужно ли использовать штангу для жима?

Физиотерапевты считают ходьбу вредной, потому что ребенок сидит, часто опирается на согнутые ноги и пинает пальцы. Согласно научной литературе, ходунки могут сформировать неправильную модель походки (ребенок может начать ходить на кончиках пальцев) и, если их использовать слишком рано, могут вызвать деформацию ног. В некоторых странах продажа ходунков даже запрещена.

В отличие от ходунков, коляска может быть полезна для развития навыков ходьбы. Малыш учится держать тело в вертикальном положении и толкать коляску не только вперед, но и назад и в сторону. Так малыш учится менять направление при ходьбе. При выборе коляски важно, чтобы она не была слишком легкой, потому что если ребенок будет толкать ее, она слишком быстро отвалится и ребенок упадет.

Наконец, прежде чем ребенок сможет самостоятельно ходить, ему нужно научиться стоять без поддержки, балансировать, стоя, и уметь переносить вес тела с одной ноги на другую. Для ребенка очень важно быть уверенным в себе и окружающем мире, поэтому родители должны помогать, поощрять и стимулировать малыша, чтобы он не боялся ходить и не падал, когда учится ходить. Ребенок должен упасть безопасно, т.е. на сиденье. Если ребенок не знает, как безопасно упасть, родители могут обхватить его руками за бедра и осторожно потянуть назад и вниз, чтобы ноги ребенка согнулись и он сел на землю.

Родители часто задаются вопросом, когда можно начинать водить ребенка за руку. Это нужно делать, когда ребенок проявляет признаки готовности к ходьбе, например, стоит рядом с мебелью, ходит вдоль нее, пытается идти перед ней, толкает мебель. Кроме того, важно знать, как вести ребенка. Раньше было принято носить ребенка с поднятыми руками, но, по мнению травматологов, так носить ребенка небезопасно из-за риска погружения локтевого сустава. Поэтому ведите ребенка, обхватив его запястья руками, а ладони должны находиться на уровне или ниже плеч ребенка. Таким образом, малыш сможет удерживать собственный вес и равновесие, а также ходить с более прямой осанкой. Другими словами, ваш малыш скоро научится ходить самостоятельно.

Упражнения для развития равновесия в положении стоя:

Положите ребенка на мебель (лицом к ней), обхватите руками его бедра и мягко покачайте его назад, вперед, назад, влево, вправо. Позже мы можем раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ребенок оставался стоять на одной ноге.

Упражнение для обучения безопасному падению и скольжению:

Положите ребенка на мебель (лицом к мебели), обнимите его за бедра, направьте внимание ребенка вниз (с помощью погремушки и т.д.) и мягко потяните его назад и вниз, пока колени ребенка не согнутся и он не достигнет положения приземления. Затем мы переводим внимание малыша вверх и поднимаем его вверх и вперед.

Лекция. физиотерапевт Вайва Селявичене

Литература

  • Schneider JL, Iverson JM. Равенство в младенчестве: множество путей к прогулке. Dev Psychobiol. 2023;65(2):e22370. doi: 10.1002/dev.22370.
  • Многоцентровая группа ВОЗ по изучению эталонного роста. Исследование ВОЗ по развитию моторики: окна достижений для шести вех развития общей моторики. Acta Paediatr Suppl. 2006;450:86-95. doi: 10.1111/j.1651-2227.2006.tb02379.x.
  • Мете М., Кескиндемирчи Г., Гёкчай Г. Использование детских ходунков и развитие ребенка. Int J Pediatr Res. 2019;5(1), 051-056. DOI: 10.23937/2469-5769/1510051.
  • Rudloe TF, Schutzman S, Lee LK, Kimia AA. Больше нет “локтя няни”: механизмы, сиделки и профилактика. Pediatr Emerg Care. 2012;28(8):771-774.

doi: 10.1097/PEC.0b013e3182624906.

  • West KL, Iverson JM. Общение меняется, когда младенцы начинают ходить. Dev Sci. 2021;24(5):e13102. doi: 10.1111/desc.13102.