Без категории

Развитие в первые 6 месяцев – какие скачки в развитии предстоят?

В первые полгода, даже если кажется, что ребенок мало что делает сам, он летит со скоростью света. От первого регресса сна до скачка роста или от прорастающего зуба до скачка в развитии. Иногда кажется, что первый год – это один большой скачок. Естественно, что такие резкие и большие перемены могут сильно повлиять на настроение малыша. Вот почему так полезно сделать паузу и подумать, что может вызывать раздражение у вашего малыша. Умение выявить причины не только поможет нам, но и поможет преодолеть более трудные этапы!

Шипы в шоу, которые также часто называют неделями чудес. Замечали ли вы, что однажды утром ваш малыш, проснувшись от сна, вдруг ведет себя совершенно по-другому, проявляет интерес или воркует? Похоже, что установлено обновление операционной системы? Вот что делают скачки в развитии! В эти периоды младенцы часто более раздражительны, поскольку их мозг обрабатывает много новой информации, все в окружающей среде меняется очень быстро, они пытаются все понять, осмыслить и запомнить, и просто устают и расстраиваются.

Знание того, какие скачки в развитии происходят, когда и чему учится ваш ребенок в это время, поможет нам их выявить. Важно знать: скачки в развитии начинаются со дня срока (а не рождения). Если вы заметили скачок, предложите малышу те занятия, которые ему интересны в данный момент, и выделите время для “тренировок” в течение дня, потому что, открыв для себя новое, что их интересует, они хотят тренироваться и учиться все больше и больше. Так давайте же создадим пространство для процветания этой внутренней мотивации.

  • Неделя 5: ощущения. После первого месяца жизни ребенок набирается сил и постепенно начинает интересоваться окружающим миром. Во-первых, просто через органы чувств: что чувствуют ваши руки, когда вы прикасаетесь к матери, что видят ваши глаза, какие звуки вы слышите в окружающей среде. Окружающая среда полна новых ощущений, и их еще нужно воспринять, обработать и усвоить в голове. На это и направлена основная работа первого скачка развития. На этом этапе старайтесь не перевозбуждать малыша – выбирайте более спокойные занятия, играйте только с одной игрушкой за раз или показывайте только одну картинку. Не торопитесь, идите медленно. Успокаивайте ребенка в как можно более спокойной обстановке с приглушенным светом.
  • 8-я неделя: рецидивы. Во время этого скачка в развитии малыши открывают для себя узоры, текстуры и повторы. Тени, пляшущие на стене или потолке, полосатая кофточка или попрыгунчик в горошек – малыша все больше интересуют цвета, узоры, повторяющиеся предметы, звуки или действия (часто его собственные – движение рукой или ногой). Интересно, что во время этого скачка активизируется не только зрение – они все чаще обнаруживают повторение и в других органах чувств. Например, махание рукой с погремушкой – один и тот же образ и звук снова и снова.
  • Неделя 12: движение. Если раньше ребенок был довольно медлительным и неуклюжим, то к третьему-четвертому месяцу жизни он становится более быстрым и гибким. Маленькие ручки и ножки все активнее двигаются в воздухе и интересуются игрушками, висящими над головой или расположенными рядом. В процессе выполнения этого упражнения совершенствуется не только сама способность двигаться, но и восприятие движения в окружающей среде: приближение человека, звук или даже изменение интонаций голоса.
  • Неделя 19: причинно-следственные связи. Этот скачок посвящен новым нейронным связям и осознанию наших действий: если я отпущу игрушку, она упадет, если я громко крикну, придет мама, если я подниму ногу, я протяну руку и сдвину игрушку. И хотя для нас эти действия кажутся элементарными, они помогают малышу лучше осознать окружающий мир и свою способность влиять на него.

Приступы то появляются, то исчезают, но что делать с малышом в обычные дни? Я не буду рассказывать вам о ночевках, разговорах, чтении книг, наблюдении за миром и самостоятельной скуке ребенка, потому что я уверена, что вы уже делаете это! Вместо этого я расскажу о том, на что следует обращать внимание во время совместных игр – какие аспекты обучения и развития малыша можно наблюдать и как облегчить выбор интересных для него занятий, игрушек и инструментов.

  • 0-3 месяца. Кажется, что ребенок ест и спит? И хотя на первый взгляд малыши действительно могут показаться медлительными исследователями, в их развитии происходит очень многое, даже самые незначительные движения, заглядывания и прислушивания. Обратите внимание на то, как их внимание привлекают более яркие предметы, узоры или контрасты, как долго они могут наблюдать за своими руками, пытаясь разжать кулаки, а затем ударяя ладонями по глазам, или как они постепенно все больше и больше проверяют руками и ртом, а не только глазами.

Находясь на полпути развития 6-месячного ребенка, эти три месяца направлены прежде всего на укрепление зрения и концентрацию взгляда. Постепенно младенцы открывают для себя свои руки и учатся управлять ими, а также укрепляются их мышцы – уделяя особое внимание мышцам шеи в положении лежа на животе, они научатся крепко держать голову. Как показывает первый скачок в развитии, большое внимание уделяется органам чувств, поэтому оральное познание может быть очень активным (все попадает в рот), а щенки могут проявлять живой и активный интерес к различным звукам.

Попробуйте использовать контрастные карточки или карусель над головой ребенка, с черно-белым контрастом в течение первых нескольких месяцев, затем можно вводить больше цветов, начиная с красного. Зеркало всегда будет источником неиссякаемой активности – помещенное так, чтобы малыш мог видеть себя, лежа на земле, оно будет изучать свои и мамины образы, наблюдать за тем, как движется его тело, и знать, какие мысли “двигают” его конечности. Стимулируйте органы чувств, позволяя малышу трогать и исследовать различные текстуры и ткани – для этого подойдут различные лоскутки или одежда из вашего гардероба. Из использованных пластиковых бутылок и различных наполнителей: фасоли, гороха, гальки, риса и т.д. можно сделать забавные погремушки для воспроизведения различных звуков.

  • 3-6 месяцев. По мере роста ребенка увеличивается его активность и подвижность. Внутренняя мотивация и любопытство малышей побуждают их учиться переворачиваться, садиться и каким-то образом продолжать двигаться к желанной цели – игрушке или маме. Руки также становятся более точными, как при захвате предметов, так и при сведении рук по средней линии, попытке передать предмет из одной руки в другую или усилении зрительно-моторной координации и поднесении всех интересующих предметов ко рту. Малыши также продолжают проявлять активный интерес к различным звукам и текстурам, что способствует дальнейшему развитию их чувств и познанию мира через них.

Причинно-следственные связи, усвоенные на четвертом скачке развития, также диктуют множество новых и увлекательных действий: бросать, класть, бросать, вставлять, тянуть, приглашать и манипулировать предметами любым способом.

На данном этапе развития 6-месячного ребенка предлагайте ему игры с мячами разных размеров и фактур – их не только интересно исследовать, но и катать, что помогает изучать расстояния и траектории движения, а также побуждает двигаться самостоятельно. Зрительно-моторную координацию и ловкость рук можно развивать с помощью легко захватываемых погремушек или утяжеленных дисков Монтессори. Для слуховой стимуляции и изучения причинно-следственных связей используются те же погремушки, колокольчики или маленькие колокольчики, а также блоки для разбивания, строительства и разрушения. Однако, скорее всего, вы будете отвечать за строительство, а малыши – за разрушение. Попробуйте книги с клапанами или тканями, игры “ку-ку” с ладошками, шарфами или прятанием предметов под одеялом. Развитие осязательных ощущений можно сделать увлекательным, познакомив ребенка с горячей и холодной водой и мороженым разной (безопасной) температуры.

Самое главное – помнить, что малыши действительно много и интенсивно учатся, поэтому важно давать им возможность отдыхать, быть самостоятельными и делать то, что они хотят, даже если это просто лежать и смотреть в потолок. Я гарантирую, что в этот момент мой мозг “взорвется”, перерабатывая всю информацию, которую я собрал за день. И если иногда кажется, что ребенок не интересуется всем, что вы ему предлагаете, это может быть признаком того, что для него это слишком много. Позвольте им исследовать окружающую среду, выяснить, какое занятие или игрушка их интересует. Если вы немного понаблюдаете за своим ребенком, за тем, к каким занятиям или игрушкам он постоянно возвращается, чем хочет заниматься большую часть времени, присмотритесь к нему и его потребностям – это поможет вам в выборе как занятий, так и инструментов.

Автор статьи: Мигле Римейке

Узнайте больше о развитии малышей, сне и других актуальных вопросах на семинарах Mylu.lt. Используйте код KOBI-10, чтобы получить скидку 10% на все семинары, коллекции и подписку.